- Конвертировать midi трек "Bass" в WAV формат -
- 1 часть -


    На треке "Bass" звучат инструменты плагина GM Module. На этот трек больше никаких инструментов назначать не будем. Во время загрузки Reaper, компьютеру так же приходится загружать плагин GM Module вместе с инструментами, назначенными на трек "Bass". Инструменты занимают много места в оперативной памяти компьютера, что увеличивает время загрузки Reaper. Кроме того, во время воспроизведения увеличивается нагрузка на процессор.
    Что бы уменьшить время загрузки Reaper и снизить нагрузку на процессор компьютера, нужно сконвертировать midi трек "Bass" с назначенными на него инструментами в WAV формат. После этого трек "Bass" будет звучать самостоятельно. То есть без плагина GM Module. Такое конвертирование называется "рендеринг" ( Rendering ) или "заморозка" трека.

Шаг 1 - В нижнем окне ( вкладка "Mixer" ), на панельке "MASTER" ползунком регулируется общая громкость всего проекта. На остальных панельках регулируется громкость треков.
- Проверьте нет ли отклонения от общего уровеня громкости на панельке MASTER и панельке трека Bass. Для этого наведите курсор мышки на ползунок панельки "MASTER". В появившемся окошке должно быть Volume: 0,00db. Далее наведите курсор на ползунок панельки "Bass". В появившемся окошке так же должно быть Volume: 0,00db. Это означает что отклонений от общего уровня громкости нет. Если вы двигали ползунки, то сделали отклонения от общего уровня.
- Установите отклонения на уровень 0,00 db на панельках "MASTER" и "Bass", если это нужно. Для этого, наведите курсор мышки на ползунок и двигайте его, зажав "Л.КН.М". Следите за показаниями в окошке Volume:.

Конвертировать midi в wav Шаг 1

Шаг 2 - Нужно временно отключить ( мьютировать ) все треки, кроме трека "Bass". Для этого на панельках треков кликнуть кнопку М, что бы она стала красной.
Шаг 3 - Убедитесь, что на треке "Bass", на канале 1 и 2 звучат разные назначенные инструменты.
Шаг 4 - Установите "курсор шкалы времени" на начало.
Шаг 5 - Для конвертирования в WAV формат, кликаем "ПР.КН.М" по панельке трека "Bass" ( в любом месте, кроме кнопок ). В открывшемся списке выбираем Render/freeze tracks - далее кликаем Render tracks to STEREO stem tracks ( and mute originals ) ( преобразовать в стерео stem трек и мьютировать оригинал ).

Шаги 1-5

Шаг 6 - Появился новый сконвертированный в WAV формат трек с названием Bass-stem. Item этого нового трека так же стал называтся Bass-stem. При этом старый midi трек с названием Bass мьютировался.

    Stem - это преобразованный ( отрендереннный ) midi элемент ( item ) в любой формат,
                например WAV.

Шаг 6

Шаг
7 - Зайдите в папку Media. Путь Е:/Reaper-My files/Project-1/Media. В ней появились два файла WAV.

Project-1_stems_Bass.wav это самостоятельный файл ( Stem ) трека Bass, образованный конвертированием в формат WAV. Кликните по нему, и он будет самостоятельно звучать.
    Файл Project-1_stems_Bass.wav.reapeaks это файл пиков, который имеет информацию для прорисовки сигналограмм в клипах. Два этих файла связаны между собой и образуют пару. Закройте окно с папкой Media.

 

ВНИМАНИЕ: если эти 2 файла не появились в папке Media по пути Е:(D)/Reaper-My files/Project-1/Media, проверьте не удалился ли этот путь, который мы указывали в пункте 7-«Задать параметры проекта». Откройте этот пункт. В главном окне программы кликаем File (Файл)(вверху) - Project Settings... (Параметры проекта…) - откроется окно в котором кликнуть вкладку Media (вверху). Далее нужно провести действия, указанные в шагах 4 и 5 пункта 7-«Задать параметры проекта», если этот путь отсутствует.

    Далее всё таки нужно перенести эти 2 файла в папку Media (если конечно они оказались не в ней). Для этого вызываем окно Project Bay (Ctrl+B) – в нём открываем вкладку «Source Media» (Источник медиа). Находим в ней нужный нам файл Project-1_stems_Bass.wav и в графе «Path» видим путь, где находится этот файл. Кликаем по его строке «ПР.КН.М» - далее выбираем пункты «Move/Copy file» (Переместить/Скопировать файл) - «Move file to project media directory» (Переместить файл в каталог проекта медиа). Далее этот файл переместится в папку Media, и изменится его путь до папки Media.



Шаг 7

Шаг 8 - Внимательно прослушайте от начала до конца новый сконвертированный трек Bass-stem ( при прослушивании, остальные треки должны быть мьютированы ). Иногда бывает, что после конвертирования обнаруживаются огрехи звучания. Это могут быть щелчки, треск, небольшие провалы звучания, паразитные подзвуки, и т.д.
Шаг 9 - Давайте в качестве обучения предположим, что в середине трека "Bass-stem" звучит "щелчёк", которого не было перед конвертированием. Нужно сделать конвертирование заново. Для этого отключаем ( мьютируем ) трек Bass-stem. Кнопка М стала красной.
Шаг 10 - Активируем midi трек Bass, сняв с него мьютирование. Кнопка М стала белой.
Шаг 11 - Повторяем действия шагов 3, 4, 5.

Шаги 9-11

Шаг 12 - Появился ещё один сконвертированный в WAV формат трек с таким же названием Bass-stem. Этот новоявленный WAV трек активен, а старый WAV трек ( со щелчком ) мьютирован.

Шаг 14

Шаг
13 - Зайдите в папку Media. Путь Е:/Reaper-My files/Project-1/Media. В ней появились ещё два файла WAV. Файл Project-1_stems_Bass-001.wav и соответствующий ему файл пиков Project-1_stems_Bass-001.wav.reapeaks.
   
Если на файлы пиков ( reapeaks ) навести курсор мышки, то в открывшемся окошке по дате можно определить старый и новый файл. Закройте окно с папкой Media.

Шаг 13
_________________________________________________________________________

Обучающая информация: Предположим что на новом сконвертированном треке тоже слышен "щелчёк" на том же месте, то причину нужно искать на midi треке "Bass" до конвертирования. Дело в том что на midi треке, на стадии назначения на ноты инструментов всё может звучать хорошо, а после конвертирования в WAV формат по разным причинам могут появлятся огрехи звучания.
    У меня например был случай когда после конвертирования один аккорд звучал в два раза дольше, чем до конвертирования. Что бы устранить этот огрех звучания пришлось в midi треке укоротить ноты этого аккорда в два раза. Это я вам объяснил для того, что бы после конвертирования в WAV вы внимательно прослушивали весь трек для выявления огрехов.
_________________________________________________________________________

Шаг 14 - Предположим что новый сконвертированный трек Bass-stem, в отличие от старого звучит без "щелчка" и огрехов. С ним мы и будем работать дальше. Теперь старый трек ( со щелчком ), и файлы этого трека нужно удалить . Для этого в нижнем окне открываем вкладку Project Bay 1 (
Ctrl+B).
Шаг 15 - Открываем вкладку Media Items. В ней видим два интересующих нас take.

    take - это "дубли" после любых преобразований элементов ( item ).

Шаг 16 - Новый take ( дубль ) Bass-stem, источником ( Source: ) которого является файл Project-1_stems_Bass-001.wav нужно оставить. Его можно прослушать. Кликните по зелёному треугольнику на его строчке.
Шаг 17 - Старый take ( дубль ) Bass-stem, источником ( Source: ) которого является файл Project-1_stems_Bass.wav нужно удалить. Для этого кликаем по его строчке, что бы она выделилась тёмным. Далее кликаем кнопку Remove ( удалить ).

Шаги 14-17

Шаг 18 - Мы удалили только элемент take старого трека Bass-stem, который был на треке. Теперь его там нет.
Шаг 19 - Нужно удалить сам старый трек Bass-stem. Кликаем по его панельке, что бы она выделилась светлым и на клавиатуре нажимаем кнопку Delete. Трек
удалён.

Удалить трек в reaper рипер Шаги 18, 19

Шаг 20 - Зайдите в папку Media. Путь Е:/Reaper-My files/Project-1/Media. Удалите оставшиеся файлы от удалённого трека. Это файлы Project-1_stems_Bass.wav и Project-1_stems_Bass.wav.reapeaks. Для этого выделяем их мышкой и нажимаем кнопку на клавиатуре Delete. Закройте окно с папкой Media.

Шаг 20


Шаг 21 - Продолжение смотрите - 2 часть.


    Если что то не понятно, смотрите в инструкции "Reaper 5" :
  - Пункт 6.20. Функция Stem Rendering.

 

В  раздел  "Последовательность действий".